Родительское собрание для родителей детей средней группы

Родительское собрание для родителей детей средней группы.

Выступила учитель – логопед Галкина Н.В.

Тема: «Особенности речевого развития детей четвертого года жизни. Причины нарушений звукопроизношения».

Цель: познакомить родителей с речевыми особенностями детей среднего года жизни.

Воспитатель: — Мы сегодня до обеда занимались с логопедом,

Чтобы говорить красиво, правильно  и чисто,

Звуки мы произносили медленно и быстро:

Мы шипели, словно змеи, как медведи мы ревели,

Словно тигры мы рычали – думаешь, озорничали?

Вовсе нет, вовсе нет! Так учил нас логопед.

Научился наш Егорка говорить чистоговорки,

Таня больше не картавит, Алексей не шепелявит.

Дети! Вам даем совет – всем поможет логопед!

  Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни — освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в освоении способов словообразования, происходит взрыв словесного творчества.

     Активный словарь обогащается словами, обозначающими качества предметов. Дети могут определять назначение предмета, функциональные действия с ними («мяч»- игрушка, с ней играют), начинают активнее подбирать слова с противоположным (антонимы) и близким (синонимы) значением, сравнивают предметы и явления, применяют обобщающие слова( существительные с собирательным значением- мебель, одежда, обувь и т.д.). Дошкольники средней группы осваивают разные типы высказывания- описание и повествование. Речь детей становится более связной и последовательной, совершенствуются понимание смысловой стороны речи, синтаксическая структура предложений, звуковая сторона, т.е. все те умения, которые необходимы для развития связной речи.

Часто происходят нарушения в развитии, каких- либо компонентов речевой системы.

В речи детей пятого года жизни встречаются следующие нарушения:

-недостаточно развита интонационная выразительность: вопросительная и восклицательная;

-имеются недостатки в освоении грамматических правил (согласование существительных и прилагательных в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа);

-иногда дети средней группы не понимают смысл «сложных» слов;

-плохо строят описание, повествование, нарушают структуру, последовательность изложения, не могут связывать между собой предложения и части высказывания;

-имеются проблемы звукопроизношения.

Рекомендации родителям для речи:

  1. Не передается по наследству, дети перенимают опыт речевого общения у окружающих взрослых, важно, чтобы дома ребенок слышал правильную грамотную речь. Речь родителей — образец для подражания, поэтому речь родителей должна быть четкая, грамотная, выразительная, без слов «паразитов».
  2. Для развития разговорной речи, больше общайтесь с ребенком. Во время прогулок нужно обращать внимание на различные объекты: машины, школы, поликлиники, библиотеки. Расскажите ребенку, зачем нужны эти здания, объекты. Наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями, обсуждайте с детьми увиденное — в общем обогащайте у детей словарный запас, запас знаний об окружающем его мире.
  3. Дома чаще читайте, беседуя о прочитанном. Можно попросить ребенка пересказать текст.
  4. Играйте с детьми в игры на развитие речи, например:

-«У кого кто?» (у утки — утенок, утята, много утят» и т.д.);

-«Кто чем питается» (кошка — молоком, корова — травой и т.д.);

-«Назовите разные слова, соответствующие предложенному объекту ( собака — добрая, большая, старая и т.д.);

-«Назови ласково» (мяч — мячик, суп-супчик и т.д.);

-«Исправь ошибку» (лыжнику нужны санки…);

-«Из чего — какой» (из ситца — ситцевый, из льна — льняной и т.д.);

-«Пересчет различных предметов» (один автобус, два автобуса, четыре автобуса и т.д.)

5. Не учите детей буквам и чтению, если у него нарушено произношение каких-либо звуков, так как ребенок обязательно свяжет неправильное произношение с буквой, а когда научится правильно произносить этот звук, то для этого звука уже не будет буквы, так как у ребенка условный рефлекс «звук-буква». То, что дети слышат в своей речи, такое неправильное произношение ассоциируется с буквой.

  К тому же буквы, как правило, называются «неправильно» и дети их запоминают неправильно (М- Ме- ЭМ), (Б -Бе- Б) и т.д. Возникают проблемы при обучении чтению. Если решили ребенка научит читать, то буквы необходимо произносить как звуки (Б, В, Г, и т.д.), учить складывать в слоги, слова.

6.Очень важно развивать фонематический слух — это умение слышать звуки. С какого звука начинается слово, заканчивается, сколько звуков в слове.

  Проблема, волнующая родителей — неправильное звукопроизношение.

  В норме у детей 5 лет должны сформироваться почти все звуки, кроме Л, Р.

    Неправильное звукопроизношение связано с недостатками в развитии артикуляционного аппарата.

   Задача родителей: не ставить звуки, а помочь ребенку укрепить органы артикуляции, после чего звуки, скорее всего сами появятся, если нет серьезных нарушений. Если звуки не появятся, то их будет ставить логопед на специальных занятиях.

   Доступные игры с детьми на укрепление мышц артикуляционного аппарата: «вылизывание» тарелок, облизывать губы, перед зеркалом «стройте рожицы», высовывайте язык, доставайте язычком до бороды, носа, «учитесь сплевывать бумажку», делайте звукоподражания: мычите, лайте, мяукайте и т.д. Заставляйте жевать твердые овощи, фрукты, мясо, сухари, корочки хлеба.

   Игры на развитие дыхания: дуть на вертушку, пускать мыльные пузыри, дуть на кораблик, дуть в соломинку, на ватный шарик, играть на дудочке, губной гармошке. Учите набирать в рот воды, полоскать горло, надувать щеки, удерживать воздух во рту, перекатывать его с одной щеки в другую.

  В этом учебном году будет проводиться кружок «Говорилки». Список детей будет висеть в родительском уголке. Желательно занятия не пропускать.

 Желаю успехов и удачи во всем!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.